Российское авторское общество незаслуженно обвинили в монополизме
Критика в адрес Российского авторского общества, раздающаяся со страниц СМИ, показывает, что отлаженная система защиты интеллектуального права в России действительно может оказаться под угрозой.
У министерства связи и массовых коммуникаций появилось предложение по реформированию сферы интеллектуального права в России. Суть его заключается в том, чтобы обязать правообладателей заключать договоры с общественными организациями, защищающими авторские права в России, сообщает Мегаобзор. Это предложение, кажущееся на первый взгляд безобидным, на самом деле ставит под удар работу Российского авторского общества, а вместе с ним и всю систему защиты авторского права в России.
Прежде всего, нужно разобраться, как сейчас эта система работает. Российское авторское общество, основанное в 1993 году и объединяющее 28 тысяч авторов, берет плату за публичное использование музыкальных произведений. В организацию перечисляют деньги промоутеры, организаторы концертов, телеканалы, радиостанции. Они предоставляют отчеты с указанием использованных ими произведений, а общество, собрав с них деньги, распределяет их среди авторов, произведения которых были использованы. С другой стороны, с Российским авторским обществом сотрудничают магазины и рестораны, в которых звучит фоновая музыка. Они также платят свои взносы в общество, которое в этом случае распределяет деньги в соответствии с ротацией произведений на радио за отчетный период. Таким образом, Российское авторское общество отвечает за то, чтобы все авторы получили свое заслуженное вознаграждение.
Главное в этой системе то, что под защиту Российского авторского общества попадают все авторы без исключения. И даже те, кто не входит в число членов общества. Оно по умолчанию защищает правообладателей на территории России. Это удобно, поскольку тем, кто использует произведения авторов, далеко не всегда удобно искать авторов и заключать с каждым из них отдельные договоры. И авторам зачастую также затруднительно отслеживать все случаи использования их произведений. Российское авторское общество обладает 12 филиалами и 33 представительствами по всей стране, что позволяет отслеживать нарушения авторских прав на местах. А такие нарушения постоянно возникают. В штате у организации 660 юристов, которые ведут дела по защите правообладателей. В прошлом году в производстве юридической службы Российского авторского общества находилось более 1,5 тысячи дел по защите прав, а в 2013-м – еще больше. Почти 90% из них всегда решаются в пользу авторов.
Ну и наконец, финансовая составляющая системы, выстроенной Российским авторским обществом. В прошлом году организация собрала 4,6 млрд рублей, это на 5% больше, чем в 2013 году. Авторские сборы в регионах выросли на 200 млн рублей, до 1,7 млрд руб. На 10% увеличились поступления от предприятий общественного питания и торговли. И вот это все оказалось под угрозой, потому что Минкомсвязи, судя по всему, не слишком глубоко вникло в проблему. Ведь заставить всех авторов заключать договоры в любом случае не получится, будет достаточно много тех, кто в силу разных причин не сделает это. Они окажутся без защиты. Но главное, Российское авторское общество отнюдь не запрещает авторам заключать договоры с другими организациями по защите прав. То есть, ни о каком монополизме речь не идет. Так что инициатива Минкомсвязи во многом лишена смысла. Тем не менее, критика в адрес Российского авторского общества, раздающаяся со страниц СМИ, показывает, что отлаженная система защиты интеллектуального права в России действительно может оказаться под угрозой.