Политика новой Малайзии как спорный вопрос объединения страны на предмет идентичности
18.02.2019 09:51 / Политика / Прочли: 576 человек
В шикарном торговом центре под культовыми башнями Петронас в Куала-Лумпуре традиционный китайский танец льва привлек толпу восторженных покупателей.
В других местах в столице Малайзии вездесущие знаки желают людям счастливого лунного Нового года.
Они, наряду с минаретами, церквями и храмами, которые усеивают город, являются небольшими признаками мультикультурной структуры малайзийского общества, сложного переплетения малайской, китайской, индийской и других идентичностей.
Новое правительство, сформированное партией коалицией партий, изгнавшей бывшего премьер-министра Наджиба Разака в прошлом году, отражает эту смесь. Впервые в истории страны после обретения независимости доминирующие партии в правительстве являются многонациональными. В новый кабинет также входят многочисленные китайские и индийские малазийцы, занимая видные должности.
Но поможет ли это новому премьер-министру Махатхиру Мохамаду объединить страну за единую малайзийскую идентичность - вопрос спорный.
В течение десятилетий Малайзия проводила политику институционализированных позитивных действий в пользу этнического малайского большинства.
И, когда свергнутая партия Наджиба впервые в своей истории находится в оппозиции, оппозиция обвиняет ее в разжигании расовой напряженности среди консервативных малайцев, чтобы завоевать позиции. Есть опасения, что расовая и религиозная напряженность может вновь охватить нацию.
Ни Наджиб, ни его партия никак не прокомментировали эту ситуацию.
В Малайзии более 60% 32-миллионного населения страны принадлежат к Бумипутере - группе, известной как «сыновья земли», в которую входят этнические малайцы и уроженцы Саравака и Сабаха на Борнео. 21% китайских малазийцев составляют следующую по численности этническую группу в стране, за ними следуют индийские малазийцы (6%).
Это разнообразие во многом связано с периодом Малайзии как британской колонии, когда колониальные правители импортировали индийских и китайских рабочих, многие из которых процветали экономически.
Некоторые считали, что этот успех иммигрантов пришел за счет коренного населения, и коалиция Barisan Nasional, которая вела страну до 2018 года, предприняла шаги по подъему Bumiputera.
Возможно, самым известным и наиболее распространенным инструментом достижения этой цели была новая экономическая политика. Введенная в 1971 году, она дала Малайзии льготы, включая более дешевое жилье, бизнес-кредиты и щедрые квоты для поступления в государственные университеты. Цель заключалась в том, чтобы в течение 20 лет это сообщество могло контролировать не менее 30% национальной экономики. Хотя с тех пор политику пересмотрели, Bumiputera и дальше пользуется теми же привилегиями.
Сегодня малайзийская конституция по-прежнему обещает «защитить особое положение малайцев и выходцев из любого штата Сабах и Саравак». По документах все малайцы мусульмане, и многие правительства настаивают на политике, которая идет на пользу исламу по сравнению с двумя основными конфессиями Малайзии, буддизмом и христианством.
Текст: Т. Сокот