Подросток осознает свою значимость через самосознание
20.10.2013 01:12 / Общество / Прочли: 1179 человек
Основным социально-психологическим достоянием подросткового возраста является самосознание, самооценка, представление о себе как субъекта деятельности, общения.
Функционально самосознание основывается на единстве самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе, саморегуляции.
Через самопознание подросток осознает свою значимость. Обобщенные результаты познания и эмоционально-ценностного отношения к себе закрепляются подростком вследствие соответствующей самооценки. Представление о себе как “Я”-образа формируются на основе различных оценок своей личности, поэтому, общая самооценка складывается из многих составляющих: оценки своих качеств, способностей и возможностей в различных видах деятельности, внешности, места в коллективе и т.д.
Основными характеристиками самооценки является степень адекватности, мера устойчивости и значимости. По адекватной самооценки подросток объективно оценивает свои качества. Однако, самооценка может не соответствовать реальным возможностям и объективной оценке подростка, которую дают другие люди. В таких случаях речь идет о неадекватной самооценке личности, которая может быть завышенной или заниженной, потому что самооценка различных сторон личности может находиться на разных уровнях адекватности.
Значимость каждой составляющей самооценки личности также неодинакова. Она связана с определенным видом деятельности, где подросток пытается самоутвердиться. Неудачи вызывают у подростка переживания, заставляют пересмотреть свои возможности, способности, снизить уровень притязаний или начать работу по самосовершенствованию. На основе значимых самооценок основывается самоуважение, что является обобщенной самооценкой личности, степенью восприятия себя как целого.
Самооценка подростка формируется под влиянием среды родителей, учителей, товарищей, а также результатов собственной деятельности. В подростковом возрасте отношение к себе происходит на фоне повышенной эмоциональности, ранимости, тревожности, противоречий. Подросток еще не умеет правильно относиться к себе, своим способностям, качествам личности, как положительным, так и отрицательным.
Адекватная самооценка подростка формируется при благоприятных внешних условиях: требовательности, справедливого отношения и доброжелательности к подростку в семье, объективной педагогической оценке качеств личности, результатов деятельности подростка, адекватного общественного мнения.
Низкая самооценка подростка вызывает неадекватные, острые переживания, неуверенность, чувство неполноценности, неудовлетворенности своим местом в коллективе. Переживания способствуют формированию у него негативных качеств, отклонений в поведении, чтобы избежать негативной оценки, он начинает врать, приспосабливаться и т. п.
Таким образом, результаты исследований фиксируют, что длительное понижение самооценки в значимой для подростка сфере приводит к низкому самоуважению.
Текст:
Т. Сокот