Стереотипы: хорошо это или плохо?
20.05.2016 15:10 / Общество / Прочли: 1232 человек
Консерваторы и конформисты часто употребляют стандартные выражения: «так заведено», «это делать принято», «подобным образом поступать не положено». С одной стороны, ничего плохого в таких фразах нет – в них содержится намек на существование общепринятых норм.
Между тем они безлики и стереотипны. Если периодически повторять эти формулы человеку, он вполне может в них безоговорочно уверовать, перестав думать и давать событиям, ситуациям личностную оценку.
Что будет дальше?
За потерей индивидуальности следует стадность – покорность правилам большинства. Опасность таится вот в чем:
• Когда не приходится шевелить извилинами, жить становится легче, а нервных клеток расходуется меньше.
• За принятие решений, основанных на так называемом всеобщем мнении, не надо отвечать персонально, что расхолаживает индивидуума, делает его безответственным.
• Общечеловеческие нормы, выработанные в давние времена, хотя и устаревают, но остаются неизменными в новых реалиях.
Нужны примеры? Пожалуйста
Девочки должны играть пупсами, кукольной посудой, плюшевыми котятами, мальчики – танками, машинками, солдатиками. Если вдруг пятилетний парнишка на глазах посторонних взрослых начинает возиться с куклой, заплетая ей косы и поправляя складки на платье, пойдут нехорошие разговоры: «У мальчонки явный перекос в ориентации, скорее всего, будущий гей». А почему не стилист или дамский парикмахер? Потому что на этот счет есть стереотип. Предположение о том,что у ребенка отличное эстетическое чутье, которое позже, возможно, обусловит его профессию, требует мыслительной работы. Навешивание ярлыка, вынесение приговора на основе массового суждения – дело быстрое и легкое. С другой стороны, бизнесмены ловко используют стереотипы, чтобы получать покупателей. Сила бренда. основанного на одобрении большинства позволяет получать огромные прибыли. Примеры: Apple, Mercedes, Ferrari, Sony и т.д. По этому, если хотите обеспечить своему бизнесу изначальный приток клиентов, загляните в магазин франшиз и выберите франшизу поизвестнее - и Вы значительно сэкономите свой рекламный бюджет.
Вывод
Стандартизация персонального и коллективного мышления – противоречивое явление. Именно на постулатах, проверенных столетиями, держится общественная мораль, благодаря им формируются нравственные законы. Однако любые концепции время от времени нуждаются в пересмотре. И это случается, когда среди идущих в ногу появляется тот, кто «слышит другой барабан» – бунтарь, еретик, смутьян.