Терапия творчеством как прекрасное средство освобождения от конфликтов и переживаний: самопознание индивидуальности
17.12.2018 11:41 / Общество / Прочли: 778 человек
Фундаментальные изменения в подходе к оценке роли и места человека в мире происходят во всех сферах социальной жизни общества.
Это систематизирует осознание ценности человеческой жизни, понимание цели образования, адаптированной не только к потребностям государства, но и в социокультурных и духовных потребностей самой личности.
Гуманистическая педагогика, ориентированная на личность, актуализирует необходимость всестороннего изучения потенциальных способностей ребенка, стимулирует поиск педагогических средств, обеспечивающих становление личности. Вместе с этим, обострение социальных вопросов, жесткие конкурентные условия, активное вторжение массовой культуры влияют на образ жизни современных подростков, формируют у них стереотипное поведение, нацеливают на использование формальных средств самовыражения.
Данные научных исследований свидетельствуют о том, что для значительной части современных подростков характерно поверхностное понимание задач собственного развития, с ориентацией на внешнюю оценку окружающих, и отсутствием навыков самопознания. Указанные противоречия воспринимаются педагогами как отрицательная возрастная особенность, что мешает осуществлению учебно-воспитательного процесса. Такое восприятие ориентирует учителей использовать традиционные методы, не позволяющие ученику самовыразиться. Между тем, рост у подростков потребности поиска своего места в системе человеческих взаимоотношений (Л.Выготский, Д.Эльконин) делает этот возраст наиболее сенситивным для развития творческой индивидуальности ребенка. В связи с этим актуальным становится вопрос изучения феномена самопознания индивидуальности.
Проблематика развития индивидуальности человека как главной ценности бытия освещалась как в философии (Есть.Кораблева, С.Корсаков, Же.-П. Сартр, Е.Фромм), так и в психологии (К.Альбуханова-Славская, А.Асмолов, А.Маслоу, С.Рубинштейн и др.). Ученые считают, что личность – это источник творческой активности, который отвечает за механизмы самоактуализации и самореализации. Таким образом, творчество – неотъемлемая характеристика индивидуальности человека, а для более точного описания способностей личности используют словосочетание “творческая личность”. Эти понятия характеризуют следующие противоречия:
• потребность общества в творческих неординарных людях и традиционной системе образовательного процесса, которая затрудняет ориентацию на развитие творческой индивидуальности;
• возможность дополнительного образования для развития творческой индивидуальности ребенка и ее ориентации на развитие отдельных способностей (музыкальных, художественных и др.);
• педагогический потенциал артотерапии для развития творческой индивидуальности детей и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ ее реализации.
На протяжении тысячелетий продолжаются научные дискуссии о роли искусства в формировании творческой, художественной и интеллектуальной личности. Как специфически-художественная форма отражения мира, искусство неоднократно выступало средством гармонизации душевного состояния и эмоциональной сферы человека, было надежным источником духовного становления личности. Сегодня оно рассматривается как обязательная компонента обучения и воспитания молодого поколения.
В процессе развития арт-терапии внимание психотерапевтов главным образом направлено на символизм продуктов изобразительной деятельности, поскольку ценность использования искусства в психотерапевтических целях заключается именно в том, что с его помощью можно на символическом уровне безопасно изучать самые разнообразные чувства и давать возможность их проявления, поскольку именно невербальные средства часто являются единственными возможными для выражения и просветления сильных переживаний.
Обучение искусств в артсинтезтерапии существенно отличается от традиционных методов, которые используют в школах искусств. Приемы и техника отобраны, преобразованы и ориентированы как на эмоциональную уязвимость (что позволяет успешно привлекать к занятиям людей, как правило, весьма далеких от искусства), так и на развитие активного воображения, ярких артистических переживаний, творчества.
Поэтому терапия творчеством – прекрасное средство освобождения от конфликтов и переживаний, ускоритель терапевтического процесса, дисциплинирующая и контролирующая сила, средство развития внимания к чувствам, усиления чувства собственной личностной ценности.
Арт-терапия – это путь к установлению отношений. Благодаря средствам искусства человек может лучше познать не только себя, но и других. Строя отношения с людьми, владеющими языком звуков, движений, красок, то есть речь бессловесного общения, общения, личность получает новый опыт, который может облегчить ее общение общение с другими людьми.
В то же время, арт-терапия является процессом посознания себя и мира. В творчестве воплощаются чувства, надежды и страхи, ожидания и беспокойство, конфликты и способность примирения. Творческие возможности как взрослого так и ребенка, которые реализуются в процессе артотерапии, развивают человека, раскрыват его творческий потенціал, дают право на достойную жизнь, возможность преодолеть ограничения, вызванные болезнями, травмами и др.
Арт-терапия призвана помочь человеку справиться с его психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие или устранить нарушения поведения. Она позволяет в какой-то мере получить доступ к переживаниям, активизировать их, а в некоторых случаях и способствовать развитию практических навыков.
Необходимо отметить, что в условиях работы с подростками по методике арт-терапии этот процесс невозможен без обучающего компонента, поскольку возможность творить подросток получает только по мере освоения основ определенного ремесла или искусства путем накопления опыта данной деятельности.
Текст: Т. Сокот