СМИ: ГИБДД разрешит самим автошколам принимать экзамены на водительское удостоверение
Газета «Коммерсант» в своем номере за 1 ноября сообщает о революционных изменениях в правилах приема экзаменов в ГИБДД, согласно которым сотрудники Госавтоинспекции впервые передадут часть своих полномочий по приему экзаменов на водительское удостоверение частным автошколам. Среди других изменений эксперты отмечают введение экзамена по вождению мотоцикла в городских условиях и отказ от практики приема на работу водителей-мигрантов, пока она не получат права российского образца.
Все эти революционные изменения, по сведениям «Коммерсанта» прописаны в проекте правительственного постановления «О допуске к управлению транспортными средствами», который является ключевым документам в реформе образования водителей, стартующей 5 ноября, после принятия поправок к закону ФЗ-92 («О безопасности дорожного движения»).
Первый блок поправок касается работы автошкол, которые теперь по итогам обучения будут выдавать свидетельство о профессии водителя, без которого граждане просто не смогут сдать экзамен в ГИБДД. При этом часть функций по приему экзаменов на водительское удостоверение будет передана частным автошколам. Речь идет только о тех автошколах, у которых есть компьютеризированный автодром. Всего таких автошкол с автодромом, стоимость которого начинается от 4 миллионов рублей, в России около 30 штук, и именно они получать серьезные преимущества перед конкурентами. Технические требования к автодромам уже прописаны в постановлении правительства.
Напомним, сейчас при получении водительского удостоверения ученики автошкол, прошедшие обучение, сначала сдают «внутренний экзамен», а затем идут сдавать экзамены в ГИБДД. Однако скоро ученики «привилегированных» автошкол получат освобождение от двух экзаменов в ГИБДД - площадки и теории. Именно эти экзамены сотрудники Госавтоинспекции отдадут на «откуп» школам.
Впрочем, ГИБДД оставляет за собой право раз в полгода проводить мониторинг сдачи экзаменов и лишать привилегий автошколы, если более 30% из их учеников с первого раза не пройдут теорию и более 20% не пройдут площадку.
Ход обучения в автошколах и прием экзаменов будет прежним (в ГИБДД посчитали слишком затратным поэтапное обучение водителей), но на экзаменационной машине будет запрещено применять «вспомогательные системы управления» - автопарковку, парковочный радар и камеру, а также систему регулирования дистанции.
Второй блок изменений коснется мотоциклистов, которым с 1 января 2015 года придется сдавать экзамен в условиях городского движения. Сейчас для получения водительского удостоверения категории «А» достаточно сдать теорию (экзамен по ПДД) и площадку (экзамен по первоначальным навыкам движения).
Кстати, условия для обучения и экзамена для мотоциклистов в городском движении пока не разработали, поскольку инструктора и экзаменатора на мотоцикл рядом с водителем, как в автомобиле, не посадишь. Возможно на опыт будет взят пример Великобритании, где инструктор следует за учеником на своем автомобиле и подает ему команды по рации, встроенной в шлем.
Коснутся изменения владельцев скутеров и мопедов, которым отныне с 16 лет будет необходимо получить права категории «М». По предварительным данным, в ГИБДД этой категории водителей придется сдавать теорию и площадку. При этом по новым правилам к мопедам будут относиться не только транспортные средства с объемом двигателя до 50 куб. см, но и те транспортные средства, которые оснащены электромотором мощностью не более 4 кВт (5,4 л. с.).
Впрочем, вводятся и послабления - теперь водителям скутеров и мопедов не нужно будет «жаться» к обочине, так как новые правила ПДД разрешат им маневрировать по всей ширине проезжей части. Правда, пока не решен вопрос с выделенной полосой для автобусов, по которой старая норма ПДД разрешала ездить и водителям мопедов.
Последний блок изменений правил ПДД коснется иностранных водителей, которые больше не смогут устраиваться на работу с водительским удостоверением зарубежного образца. Теперь все водители-иностранцы смогут устроится работу в России только после того, как получат водительское удостоверение, сдав в ГИБДД экзамена на знание ПДД. Впрочем водители частных автомобилей смогут и дальше ездить с правами зарубежного образца по России, если их работа не связана с вождением.
Осталось напомнить, что после того, как 5 ноября вступит в силу закон ФЗ-92, в России появится сразу десять новых категорий и подкатегорий прав. Экзамены, к примеру, можно будет сдавать на автомобиле с АКПП, но после сдачи экзамена на такой машине, водитель не сможет сесть за руль автомобиля с механической трансмиссией. Кроме того, ГИБДД больше не будет допускать до экзаменов граждан с самостоятельным обучением (экстерн).
Впрочем, пока Минобрнауки еще не успело разработать программы обучения водителей по новым категориям, поэтому получение водительского удостоверения для таких владельцев транспортных средств, скорее всего, будет отложено до 2014 года.
Текст:
Ю. Орлов