Глава Росавиации Александр Нерадько: ГЛОНАСС не нужен большинству российских самолетов
Александр Нерадько, глава Росавиации, доложил правительству Российской Федерации о том, что ГЛОНАСС-оборудование, которым оснащаются российские самолеты, бесполезно при практическом использовании тех воздушных судов, которые не имеют цифрового пилотажно-навигационного комплекса.
В своем письме, копия которого есть у газеты «Известия», глава Росавиации поясняет, что на большинстве российских самолетах нет цифрового пилотажно-навигационного комплекса, поэтому установка на них аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS бесполезна, так как аппарат спутниковой навигации не взаимодействует с навигационным оборудованием воздушного судна, что делает невозможным осуществлять автоматическое управление самолетом по сигналам ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS не обеспечивает соответствие «большинству типов навигационных характеристик PBN (навигация на основе эксплуатационных характеристик)».
Напомним, по приказу Минтранса от 13 февраля 2012 года все российские воздушные суда, используемые в коммерческих перевозках, с взлетной массой свыше 495 килограмм до 1 января 2015 года должны быть оборудованы аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Те воздушные суда, взлетная масса которых равна и превышает 5700 килограмм, должны быть оснащены тем же оборудованием к 1 января 2016 года. Самолеты и вертолеты иностранного производства должны получить аппаратуру ГЛОНАСС в январе 2017 года, если их взлетный вес не превышает 495 килограмм, и в январе 20018 года - взлетный вес 5700 килограмм.
На ноябрь 2012 года, информирует глава Росавиации, аппаратура ГЛОНАСС/GPS была установлена на 530 отечественных воздушных судов из 1885 самолетов и вертолетов, имеющихся в наличии. Возможно авиаперевозчиков останавливает высокая цена за эту аппаратуру, ведь чтобы установить бесполезный в общем прибор на воздушное судно, нужно будет заплатить миллион рублей.
Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы Агентства «АвиаПорт», считает, что это решение правительства России сделало российскую авиацию заложником, так как он не видит никакой практической пользы от установки подобной аппаратуры на большинство отечественных воздушных судов. А если нет пользы, то зачем платить миллион - сумму возможно не очень большую для крупного авиаперевозчика, но практически не подъемную для небольших авиакомпаний, остаточная стоимость самолетов и вертолетов которых может быть сопоставима с ценой за один этот прибор.
Впрочем, большинство авиакомпаний не протестовало против такого решения российских властей. Единственное исключение - Леонид Кошелев, глава Национальной ассоциации деловой авиации, который уверен в том, что попытка российских властей установить аппаратуру ГЛОНАСС на уже находящиеся в эксплуатации бизнес-джеты приведет к тому, что авиакомпании начнут регистрировать самолеты в зарубежных юрисдикциях.
Леонид Кошелев утверждает, что установка аппаратуры ГЛОНАСС приведет не только к денежным затратам, но и к вынужденному простою воздушного судна, так как без дополнения к сертификату, выданному производителем самолета, на его борту не может быть установлен ни один прибор. А поскольку ГЛОНАСС не одобрен западными авиационными властями, то это неизбежно приведет к выводу из эксплуатации бизнес-джетов приблизительно на месяц. Самое же удивительное в этой ситуации в том, что разнарядку сверху авиаперевозчикам спустили, но забыли объяснить, зачем вообще нужно устанавливать ГЛОНАСС на самолеты, отмечает Леонид Кошелев.
Самолеты и вертолеты это только часть российского транспорта, который власти хотят оснастить ГЛОНАСС. Уже с 1 января 2013 года весь пассажирский транспорт, за исключением легковых автомобилей, и грузовые автомобили, перевозящие опасные грузы, по приказу правительства должны быть оснащены аппаратурой, которая будет определять его местоположение, и передавать эти данные в Ространснадзор. Такси должны быть оборудованы подобными устройствами к 1 января 2014 года.
Текст:
Ю. Орлов