В Стамбуле запускают тоннель, соединяющий Европу и Азию
29.10.2013 15:23 / В мире / Прочли: 1642 человек
Железнодорожный тоннель, связывающий Европу и Азию и пролегающий под проливом Босфор, готов к эксплуатации и будет запущен в работу уже сегодня, 29 октября, в честь 90-летия провозглашения Турецкой Республики.
Тоннель «Мармарай» является частью одноименного глобального проекта по модернизации железнодорожной системы турецкой столицы. Этот туннель сооружен на глубине 55 и является самым глубоким подводным тоннелем в мире.
Строительство транзитного тоннеля обошлось в 3,3 миллиарда евро. Главной технологической задачей, которую предстояло решить архитекторам, стала устойчивость подводного транспортного коридора к землетрясениям, поскольку Стамбул расположен в зоне тектонического раскола земной коры и тут часто фиксируются подземные толчки. Теперь же создатели «моста с Азии в Европу» утверждают, что он готов выдержат землетрясение мощностью до 9 баллов по шкале Рихтера.
Протяжность тоннеля составляет 13,6 километров, и он рассчитан на перевозку полутора миллионов человек ежедневно. По мнению авторов проекта, он позволит на 20% снизить нагрузку на транспортный и пассажирский поток турецкой столицы. Отметим, что население Стамбула и столичной агломерации составляет 14 миллионов человек, при этом, две части города связывают только два моста.
«Мармарай» состоит из 11 секций, каждая длиной в 130 метров и весом порядка 18 тысяч тонн. Секции установлены на глубине 60 метров ниже уровня моря: 55 метров воды и 4,6 метра земли. Въезд в туннель расположен в Казлычешме на европейском берегу и Айрылыкчешме на азиатском. Новые подземные станции построены в Еникапы, Сиркеджи и Ускударе. Еще 37 наземных станций вдоль железнодорожной линии реконструированы или отреставрированы. Станция в Еникапы соединена с линией метро и линией легкого метро. Реконструкция пригородной железной дороги предусматривает строительство параллельного третьего пути, что позволит увеличить пропускную способность до 75 тысяч пассажиров в час в каждом направлении. Планируемое время поездки из Гебзе в Халкалы составит 104 минуты.
Правда, официальное открытие совсем не означает старт работы тоннеля, поскольку, в связи с незаконченными строительными работами, он сможет быть эксплуатированным только с 2014 года. Строительство тоннеля началось ещё в 1999 году, а в средине двухтысячных прервалось из-за того, что строители обнаружили ранее неизвестные археологические развалины, которые позволили более точно датировать время возведения города. Таким образом, Стамбул стал «старше» на 2,5 тысячи лет.
Полная реализация проекта «Мармарай» предполагает не только строительство тоннеля, но и реконструкцию 63 км пригородных путей с целью создания 76,3 км железной дороги высокой пропускной способности, соединяющей основные части Стамбула.
Текст:
А.Арсентьева