Беспилотные грузоперевозки: миф или реальность завтрашнего дня?
Разговоры об использовании беспилотных транспортных средств идут уже давно. Уже в 2013 году мэр Москвы Сергей Собянин подписал ряд соответствующих соглашений с Научно-исследовательским автомобильным и авиамоторным институтом (НАМИ), ООО «УК «Группа ГАЗ», компанией «Яндекс», АО «КамАЗ».
Правительство города приняло решение внедрять беспилотники на всех видах общественного и коммерческого транспорта, начать подготовку персонала для эксплуатации и проведения испытаний. Заинтересован в данных технологиях и частный бизнес. Однако эксперты отмечают, что внедрение беспилотных ТС начнется именно в сфере грузоперевозок, и на это есть ряд причин.
В плане алгоритмизации грузоперевозки гораздо более просты в сравнении с пассажирскими перевозками. Сюда же можно отнести также вывоз мусора на полигоны и ряд других подобных процессов. Дело в том, что люди слишком «непредсказуемы» для бортовых компьютеров. Любой пассажир может неожиданно поменять свои планы – изменить пункт назначения или маршрут следования, решить выйти в незапланированном месте и т.д. Технологии, которые помогли бы в анализе поведения пассажиров, уже есть. В первую очередь, это искусственный интеллект, способный к самообучению и мгновенной корректировке алгоритмов. Но, несмотря на это, процесс автоматизации общественного транспорта потребует многих и многих лет на проработку и обкатку.
Процесс доставки грузов, естественно, в этом аспекте более прост. Но ждать, что уже в ближайшие несколько лет грузовые перевозки и, например, вывоз строительного мусора будут выполнять беспилотники, все же не приходится. Для бесперебойной работы подобных транспортных средств необходимо создать соответствующую дорожную инфраструктуру, наладить взаимодействие ее элементов с транспортными модулями, обеспечить защиту от киберугроз. Также на данный момент полностью отсутствует законодательная база, которая бы регулировала процесс подобных перевозок, разграничивала зоны ответственности участников. Пока совершенно не понятно, кто будет нести ответственность в случае ДТП, при повреждении беспилотных транспортных средств или перевозимых грузов.
Несмотря на то, что внедрение беспилотников требует комплексного решения всех вышеперечисленных проблем и колоссальных долгосрочных инвестиций, данный вопрос в Правительстве уже называют одним из самых приоритетных.