Джо Дассен - американский парижанин с русскими корнями
5 ноября исполнилось бы 70 лет Джо Дассену - одному из самых популярных в СССР заграничных певцов. Он пел на разных языках - на французском, английском, немецком, испанском, итальянском и греческом. Но всегда - о любви и дружбе. О том, что близко и понятно огромному количеству слушателей по всему миру. Его низкий, волнующий, полный обаяния и теплоты голос и особая, доверительная интонация очаровывают даже тех, кто не знает французского языка.
На роду написано Между тем, классик любовной лирики Джо Дассен, который во всем мире причисляется к культурному наследию Франции вместе с Эдит Пиаф, Шарлем Азнавуром и Жоржем Бассенсом, как ни странно, знал французский язык гораздо хуже английского. Более того, американец, воспевающий любовь на французском языке, имеет русские и еврейские корни по отцовской линии и венгерские - по материнской. Джо Дассен (настоящее имя Джозеф Дассен) родился в Нью-Йорке 5 ноября 1938 года. Его отец - Жюль Дассен - русский еврей. После непродолжительной карьеры актера он стал ассистентом великого Хичкока, а позже добился многого на режиссерском поприще. Мать Джо Дассена Беатрис Лонер, родом из Венгрии, - известная скрипачка, работала с испанским композитором и виолончелистом Пабло Казальсем. Вскоре после рождения Джозефа семья переехала в Лос-Анжелес, где Жюль Дассен стал одним из выдающихся голливудских режиссеров 40-х годов. Однако, когда сенатором стал Маккарти, отец Джо попал, а черный список Голливуда - его заподозрили в симпатиях к Москве. В 1945 году семья Дассенов была вынуждена покинуть Америку и некоторое время скиталась по Европе. За это время Джо Дассен сменил 14 школ и выучил несколько языков и диалектов. В конце концов семья остановилась в Париже. «Когда мне было 12 лет, родители переехали во Францию. Они правильно сделали, что отдали меня не в американскую школу, а во французский лицей, благодаря этому я практически в равной степени владею двумя языками, хотя по-английски говорю чуть лучше - все же это мой родной язык», - рассказывал позже певец. Джо сдал экзамен по окончании лицея на «хорошо» и получил диплом бакалавра в Гренобле. Ему светила университетская карьера, но после развода родителей в 1955 году он решил покинуть Францию и вернулся в США. Там он поступил в университет, изучая медицину, а затем этнологию. Чтобы не зависеть от родных и их поддержки вечерами Джо Дассен подрабатывал мусорщиком, грузчиком, слесарем, мойщиком посуды, водителем-дальнобойщиком, барменом, ассистентом психолога, курьером. В 1958 году отец пригласил сына сняться в картине «Закон» (другое название - «Куда дует горячий ветер»).
Помимо исполнения второстепенной роли, Джозеф написал для фильма песню, а позднее сделал еще несколько музыкальных композиций для киноработ отца. В 1962 году Джо Дассен защитил докторскую диссертацию и вернулся в Европу. Он вел передачу на радиостанции «Радио Люксембург», выступал в роли журналиста «Плейбоя», много времени проводил на светских мероприятиях и работал ассистентом режиссера у отца на съемках фильма «Толкари».
Позже этот факт дал некоторым критикам повод заявить, что неизвестно, как бы сложилась карьера Джо, не будь он «сынком» известного режиссера. Сам Дассен на это отвечал: «Будь вы хоть принцем Уэльским или президентом Французской республики, людей интересуют не титулы и не происхождение, а талант - если, конечно, он у вас есть. Что же касается влияния отца, не думаю, что есть хоть один человек, на которого родители не оказали бы никакого влияния, но едва ли в сложном и довольно неприглядном мире шоу-бизнеса имя моего отца могло мне что-то дать, кроме разве что пристальных взглядов. Я также не могу сказать, что его пример подтолкнул меня стать певцом. Он строго разграничивал свою профессиональную и личную жизнь, и хоть он и возвращался домой позже, чем обычный чиновник или служащий, дома он был другим человеком, нежели на съемочной площадке. У меня никогда не было ощущения, что профессия моего отца чем-то отличается от того, чем занимаются отцы других ребят». «Ты тоже сможешь» В 1963 году Джо Дассен на одной из вечеринок познакомился с девушкой, покорившей его обаянием, красотой и неповторимой индивидуальностью. Эта встреча стала решающей в его карьере. «Началось все с флирта. Я был увлечен очаровательной девушкой и изо всех сил старался произвести на нее впечатление. Ей очень нравились американские фольк-песни, которые я пел под гитару. Тогда я решил записать свой первый диск. Он никуда не годился, но я уже не хотел отступать», - рассказывал певец. Пластинка была не слишком удачна, Джо Дассену даже посоветовали больше не «баловаться пением», но Джо был упрям в достижении цели: «Я говорил себе: «Посмотри на этих парней, которые ходят в любимцах публики: они не умнее и не талантливее тебя. Они смогли чего-то добиться, ты тоже сможешь». Джо Дассен записал второй диск, затем третий - результаты были уже лучше. В 1966 году один из его друзей предложил певцу принять участие в концерте в Брюсселе. «Я появился там, не имея в запасе ничего, кроме четырех песен и гитары, и испытал глубокое разочарование: и до, и после меня на сцену выходили певцы в сопровождении оркестра, с хорошей звуковой аппаратурой, я чувствовал, что попал сюда благодаря содействию приятеля, только и всего. После концерта ко мне подошел продюсер и предложил сотрудничество. Я ответил, что это бесполезный труд, пока я не в состоянии оплатить музыкантов и нормальный звук. Тогда он ничего не сказал, но в феврале 68-го года объявился снова: «Мне удалось получить для вас хороший контракт». Только с того времени я начал выступать на сцене», - вспоминал Дассен. Певец делает головокружительную карьеру: основа его успеха - низкий, глубокий голос. Его козыри - внешность и манера держаться на сцене. Экзотическое американское происхождение и природная элегантность стали настоящим прорывом на французской эстраде, а новый репертуар из американских фолк-песен и кантри стал новшеством, хорошо воспринятым во Франции 60-х. «Остается вкалывать» На фоне агрессивности и жесткости рока 60-х годов, на вершине славы оказывается Джо Дассен - человек, далекий от этого направления. В то время как французские певцы выступают в Америке, этот спокойный, сдержанный американец, приехавший во Францию, чтобы покорить сердца французов своим голосом, делает прекрасную карьеру. С 1969 года в жизни Дассена нет места отдыху. Начинается череда непрерывных гастролей - особенно артист становится популярным в Канаде. Пластинки с записями песен превосходят миллионные тиражи. Одна за другой рождаются песни, вошедшие в золотой фонд XX века. Когда Джо Дассен впервые приехал в СССР, чтобы спеть на торжественном открытии гостиницы «Космос», возведенной в Москве при участии французских инженеров и рабочих, его имя было известно разве что знатокам. Но советские слушатели принимали певца сердечно уже с первого концерта. В дальнейшем Дассен пользовался в Союзе невиданной популярностью. Несмотря на успех, Джо Дассен не был до конца уверен в своем таланте. Когда работа над очередным диском подходила к концу, он собирал всех домашних, и каждый высказывал свое мнение, давая оценку каждой песне. Особенно Джо дорожил мнением матери. Он был настолько скромным, что его часто приходилось убеждать, что то, что он делает - достаточно хорошо. Тем не менее на протяжении всей своей сценической жизни он был крайне неуверен в своих способностях и не уставал повторять: «Если таланта нет, остается вкалывать!» Его скромность проявлялась и в отношении к деньгам: «Деньги важны для меня только в той степени, в какой они определяют мою свободу. Я знаю, к примеру, что могу хоть завтра позволить себе поездку в Сенегал, чтобы предаться одной из моих страстей - рыбалке в открытом море. Но в материальном плане мои запросы не так уж велики. Ни дворцы, ни яхты мне не нужны. Единственная роскошь, которую я себе позволяю - это брать дополнительных музыкантов, когда та или иная песня этого требует. Когда речь идет о моей работе, я не экономлю ни на чем», - утверждал он. «Настоящая радость для меня - услышать, как мою песню напевает себе под нос уличный художник или насвистывает заправщик на бензоколонке, не задумываясь о том, кто его клиент. То, что мои песни приносят людям радость и облегчают их труд, вызывает у меня чувство, близкое к экзальтации», - говорил Джо Дассен. «Это тяжело - быть знаменитым, но очень приятно», - рассказывал певец, чьи песни занимали верхние строчки хит-парадов. Он всегда тщательно оберегал свою личную жизнь от любопытствующих, говоря, что не хочет устраивать моральный стриптиз и что его зрители ждут от него песен, а не анекдотов и скандальных историй. Знаменитый певец, постоянно появляющийся на публике, считал: «Каждый, приходя домой, имеет право закрыть за собой дверь. Такое же право я оставляю для себя».
В результате два брака и смерть первого ребенка - все это прошло мимо колонок светской хроники. На взлете В декабре 1979 года у Джо Дассена случился сердечный приступ. Впрочем, проблемы с сердцем были диагностированы в Джозефа Дассена еще в отрочестве. Позже его забрали в больницу для операции, обнаружив язву желудка. 22 марта 1980 года у знаменитого певца родился второй сын. Уже на следующий день Джо Дассен подал заявление о разводе и начал изнурительную борьбу за детей. Ему удалось добиться временного решения в свою пользу, но высокой ценой. Джо Дассена свалил сердечный приступ, и целый месяц он был прикован к постели. 11 июля 1980 года Дассен вернулся на сцену - для заключительного гала-концерта в Канне. Во время второго отделения он упал без сознания и был отправлен в больницу. Несмотря на предупреждения врачей, он решил устроить себе отдых на Таити в кругу друзей и родных. 20 августа 1980 года прямо во время обеда в ресторане «У Мишеля и Элиан» на Таити Джо Дассен скоропостижно скончался от сердечного приступа. Его друг - Клод Лемесль - пытался сделать ему массаж сердца, но ничего не помогло. Станция «скорой помощи» находилась на другом конце острова. Знаменитый певец умер прямо за столом. Место погребения Джо Дассена держалось в секрете вплоть до последней минуты. Возле его могилы не было никого, кроме его отца Жюля Дассена, его мачехи Мелины Меркури и двух его сестер. Смерть Дассена послужила катализатором его популярности. Пока пресса проводила собственное расследование ее причин, слушатели бросились раскупать диски певца, а радиостанции крутили его песни круглосуточно. Последний альбом Джозефа и сборник лучших хитов на трех пластинках увидели свет всего несколько дней спустя после похорон.