Иностранцы заставят наших дилеров лучше работать
Не исключено, что в ближайшее время на российском авторынке могут появиться новые иностранные игроки. Американские и европейские автодилеры разоряются. Только к концу этого года, по прогнозам Национальной дилерской ассоциации США (NADA), с рынка исчезнет около 700 дилеров, тогда как в прошлом году закрылось 430 компаний. Закрытие автосалонов повлечет за собой появление как минимум 40 000 безработных.
На что будут существовать остальные 20 000 американских автодилеров - неизвестно. Крупным игрокам надо будет как-то если не развиваться, то просто выживать. Свое внимание они могут обратить на страны Восточной Европы, где продажи автомобилей пока демонстрируют рост. В Западной Европе дела не лучше, чем в Америке: продажи катастрофически падают, и как заставить людей покупать новые автомобили, непонятно. На прошедшем Парижском автосалоне - 2008 ведущие мировые автопроизводители не раз подчеркивали, насколько их беспокоит проблема. Поэтому многие в числе приоритетов обозначили поддержку европейских автодилеров, маржа которых сегодня катастрофически мала (0,5-1%).
Одним из выходов из кризиса для европейских продавцов может стать выход на новые, развивающиеся рынки, в частности это Румыния, Польша, Казахстан, Украина и, конечно, Россия. Процесс слияний и поглощений в российском автобизнесе начался еще полтора года назад, когда к нам успела зайти анлийская группа Инчкейп, выкупившая часть бизнеса у группы компаний Олимп и создавшая СП с группой компаний Независимость по марке Toyota. В это же время ряд крупных российских игроков начал скупку небольших автокомпаний в Москве и Санкт-Петербурге. Обещала к нам зайти и построить собственную дилерскую сеть и чешская автомобильная компания AAA, но, судя по всему, так и не решилась из-за своих, относительно скромных, финансовых возможностей. Между тем российская площадка по-прежнему может представлять интерес для таких крупнейших европейских, в частности британских, дилеров, как Lookers, Pendragon, Arnold Clark, Sytner, Jardine Motors, Listers, Reagroup и др.
пока еще зарабатывающих миллионы фунтов в год. Несмотря на то, что российский авторынок остается развивающимся и в целом продажи продолжают расти, российские дилеры сейчас терпят убытки. Слишком многие из них реализуют инвестиционные проекты в регионах, в том числе и на заемные средства. Поэтому вполне возможно, что кто-то из российских дилеров в ближайшее время пожелает продать бизнес или хотя бы его часть. Это мы увидим по ходу развития кризиса.