Российские муниципалитеты ждут свободы
Политическая конкуренция, реальная заинтересованность в местном развитии и выборная легитимность – именно эти вещи, по мнению ряда политологов, экономистов и юристов, способны решить давнишние проблемы российского самоуправления. Такую точку зрения отстаивает и президент «Фонда поддержки локальных инициатив – 21 век», кандидат юридических наук Дмитрий Усатов в интервью газете Jacta.
В основе политических реформ Кремля (упрощение регистрации мелких партий и возврат к губернаторским выборам), согласно эксперту, лежит осознание властью негативных последствий «укрепления властной вертикали»: потеря политическим процессом должной динамики и коммуникативный разрыв между властью и народом. К тому же, напоминает Усатов, сейчас уже не те реалии, что в 90-х годах, и страна действительно готова сделать шаг навстречу гражданскому обществу, не опасаясь захлебнуться в региональном сепаратизме и криминальном разгуле.
Следующим шагом, по его мнению, должна стать легитимация местной власти через всеобщие прямые выборы. Это даже более важная проблема, чем выборы глав регионов, уверен Усатов: «Для эффективного решения «бытовых» вопросов населения муниципальному руководителю нужно обладать авторитетом среди граждан, равно он должен быть подконтролен локальному гражданскому сообществу». В русле инициативы Москвы по возврату к принципу выборности глав регионов вопрос о восстановлении института выборности мэров и глав муниципалитетов тоже должен быть поставлен, всесторонне изучен и решен.
Модель «сити-менеджера», говорит Усатов, показала себя как слабая и недостаточная. «Сити-менеджерами» называют невыборных, но прошедших конкурсный отбор глав местных администраций. Эксперт указывает не хозяйственную неэффективность подхода: «Во-первых, в ситуации «двоевластия» сити-менеджер и избранный мэр начинают перекладывать друг на друга ответственность, что приводит к административно-хозяйственному коллапсу; во-вторых, сити-менеджер и мэр «обрастают» собственными кланами и предпринимательскими интересами, что отрицательно сказывается на жизни граждан; в-третьих, разные по сути процедуры наделения полномочиями (выборы и назначение) городских руководителей не позволяют создать эффективную систему взаимного контроля, «сдержек и противовесов».
Наши корни – это местное самоуправление, уверен президент «Фонда поддержки локальных инициатив – 21 век». Их и надо держаться.
Автор: Наталья Петрова