В Москве открылась предаукционная выставка британского аукционного дома
В доме Черткова, памятнике архитектуры XVIII века на Мясницкой, открылась предаукционная гастрольная выставка фирмы Christieґs. В экспозиции «Best of The Best» представлено около 50 топ-лотов, которые будут фигурировать на осенне-зимних торгах компании в Лондоне и Нью-Йорке. Вслед за Christieґs свою подборку хитов в тот же день представили и Sothebyґs (об этой выставке читайте в завтрашнем номере). А в начале уик-энда аналогичную выставку откроет австрийский аукционный дом Dorotheum. Таким образом, на неделю Москва превращается в арену предаукционных дефиле.
Дом Christieґs решил прозондировать российскую платежеспособную публику во всех направлениях арт-рынка. Причем даже в таких, в каких отечественные покупатели особой заинтересованности, как кажется, не выказывали. К примеру, в секторе современного китайского искусства. Тем не менее они все же привезли холст Фанг Лижуна, своего рода соцартиста из Поднебесной, с эстимейтом (предварительной оценкой) достаточно скромным - $190-256 тысяч. Вероятно, британские аукционисты полагаются на памятливость русских, видевших в июне этого года большую привозную экспозицию в ЦУМе «Китай, вперед!».
Возможно, на такое же дежавю рассчитана и работа Ричарда Принса «Медсестра Озерного санатория», одну из версий которой показывала в свой первый визит нью-йоркская галерея Ларри Гагосяна. Полотно одного из лидеров продаж в секторе contemporary art предлагается за $5-7 млн. Но, разумеется, «Этюд к автопортрету» (хотя его можно считать полноценным произведением) Френсиса Бэкона вне конкуренции. Раритетная вещь с оценкой в $ 40-60 млн, по-видимому, рассчитана на самого амбициозного покупателя. И как показали относительно недавние продажи вещей британского мастера, среди русских такие имеются. Даже в таком дорогом секторе продаж, как «Искусство импрессионистов и модернизма», таких рекордных цен, как на бэконовскую работу, не заметно. Впрочем, здесь представлены некие реликвии, оценить которые может знаток и историк искусства. Как скажем, «Этюд к импровизации №
3. Всадник под мостом» Василия Кандинского, созданный им в период Мюнхена и Мурнау, то есть в 1909-1910 годах. Иначе говоря, накануне перехода мастера от принципов фовизма к абстракции и за год до основания знаменитой группы «Синий всадник».
Кстати, изображенный на этюде всадник впоследствии перекочевал на обложку альманаха объединения, выпущенного Кандинским. Аналогичная композиция имеется в коллекции Центра Помпиду. И поскольку провенанс (происхождение) работы безупречен (ранее она находилась в известном собрании немецкого текстильного магната Германа Ланге), то ее высокая оценка в $15-20 млн вполне обоснована. К таким же знаковым для истории искусства произведениям можно отнести и «Обнаженную в листве на черном фоне» Анри Матисса. В типичной для патриарха фовизма гамме розового, синего и зеленого изображена одалиска - модель и секретарша мастера Лидия Делекторская. Муза стареющего мастера предлагается по эстимейту в $ 12-18 млн. И как завершение этого раздела с понятным французским акцентом, поскольку речь идет об импрессионистах и постимпрессионистах, Christieґs выставил деревянную панель с композицией Анри Тулуз-Лотрека «Самозабвение. Две подруги».
Сцена однополой любви, которую «мастер Мулен Руж» подсмотрел в одном из борделей, написана легкой кистью, обнаруживающей такое же легкое и артистическое отношение художника к людским слабостям. За подглядывание в творческую кухню мастера и не только в нее аукционисты запрашивают $10-14 млн. Раздел русского искусства на удивление небольшой. Правда, в нем имеются довольно причудливые вещи, как, например, «Натюрморт с арбузами» Натальи Гончаровой, в который как бы вписана картинка Михаила Ларионова. Произведение, которое можно было бы определить как два в одном, пока оценивается в $ 3-4 млн.