В Турции найден древний памятник человеческой душе
Археологическая экспедиция Чикагского университета, работающая в Южной Анатолии (Турция), обнаружила при раскопках древнего города Самал (Sam',al, современный Зинджирли, Zincirli) каменную плиту с просьбой поминать душу покойного, заключенную в этой стеле. Как пишет обозреватель The New York Times, ученых больше всего заинтересовало упоминание о душе как понятии, отдельном от тела.
Стела принадлежала чиновнику по имени Куттамува (Kuttamuwa). Его имя индоевропейское, что обычно для Зинджирли, где и ранее находили надписи на лувийском языке, ныне мертвом представителе анатолийской ветви индоевропейских языков. Однако сама надпись на стеле сделана на архаичном диалекте одного из семитских языков: арамейского. Буквы на стеле являются вариантом финикийского алфавита. Полностью надпись гласит следующее: «Я, Куттамува, слуга [царя] Панамувы, надзирал за изготовлением этой плиты, пока был жив. Я поместил ее в комнату вечности [?] и основал праздник: бык для [бога] Адада, баран для [бога] Шамаша и баран для моей души, пребывающей в этом камне».
На стеле изображен бородатый человек с кубком, на столе перед ним разложена еда. Интересно, что в том месте, где найдена плита, никакого погребения обнаружить не удалось. Не исключено, что помещение для стелы было частью собственного дома Куттамувы. Стела Куттамувы датируется VIII веком до нашей эры, то есть эпохой, последовавшей за распадом Хеттской империи, когда в южной Анатолии и северной Сирии соседствовали многочисленные малые государства, называемые сиро-хеттскими. Самал (Зинджирли) был центром одного из таких государств. У семитов, южных соседей сиро-хеттских народов в рассматриваемую эпоху, тело и душа были неразделимы. Из этой концепции вытекает запрет на кремацию покойников. Исследователи из Чикагского университета специально отмечают в своем исследовании, что на территории Самала костные останки не находили и это может быть косвенным свидетельством существования в городе практики трупосожжения. Независимо от достоверности этой конкретной гипотезы Самал должен рассмотриваться как место пересечения и смешения нескольких ближневосточных культур.