Суперзвезды Пингвины и компания взяли новую высоту мультипликации
В первой части «Мадагаскара» суперзвезды нью-йоркского зверинца лев Алекс, бегемотиха Глория, зебра Марти и жираф Мелман уходили в самоволку в город. Прогулка закончилась путешествием на остров, населенный невоспитанными енотами. Единственно возможной коллизией здесь было столкновение фактически ручных животных с диким зверьем, исповедующим лесной кодекс. Это испытание лев со товарищи прошли успешно и даже не без общественной пользы: приучили аборигенов к туалету.
Но кроме цивилизаторского подтекста в «Мадагаскаре» - исключительно ради потехи - время от времени демонстрировали вставные эпизоды с пингвинами. Этим арктическим птицам по всем законам природы не положено было появляться среди обитателей джунглей. И тем не менее, формально именно они держат сюжет. Пингвины задумали и осуществили побег из зоопарка и план эвакуации с Мадагаскара. Больше того, пингвины в этом мультике выступают в той же роли, что и саблезубая белка из «Ледникового периода": отвечают за аттракцион и киногению. Климатические условия не сильно поменялись в продолжении «Мадагаскара» - вся компания в полном составе перемещается в Африку. Во-первых, это ближайшая локация, куда можно было добраться на самолете с неисправными двигателями. Во-вторых, Черный континент, родина большинства героев «Мадагаскара», - благодатная почва для спекуляций на тему самоопределения, излюбленного сюжета сценаристов мультфильмов. В Африке вчерашние жители зоопарка встречают десятки и сотни себе подобных зверей - стаи львов, табуны зебр и стада бегемотов. Все эти животные существуют по своим давно заведенным правилам и в глазах нью-йоркских гастролеров, давно усвоивших человеческие ценности, должны казаться невменяемой деревенщиной. Так оно, в общем, и выходит - хозяева не слишком радушно встречают блудных детей. Только родственные чувства обеих сторон и вовремя подоспевшая угроза со стороны заблудившихся в заповеднике туристов позволяют «городским» исправиться. Именно Алекс, лев, поднаторевший в общении с людьми, а вовсе не его брутальная родня, смог договориться с людьми по-хорошему. И хотя сюжет здесь вовсе не на последнем месте, чувствуется, что его адекватность - только следствие серьезного отношения к проекту продюсеров, которые ничего не хотели оставлять недоделанным. Они учли все сильные стороны первого фильма и развили их, тем самым обеспечив сиквелу еще больший успех. В «Мадагаскаре-2» острее прописаны диалоги и шутки, больше показывают любимцев публики-пингвинов, серьезно увеличена «трюковая» компонента. Звери все время куда-то прыгают, скачут, несутся, преодолевая препятствия. При этом они не повторяют в различных комбинациях избитые приемы, вроде падения на банановой кожуре. Акробатика гораздо сложнее: стадо зебр выполняет синхронный цирковой номер, львы пляшут фристайл, а пингвины осуществляют захват туристического джипа - это уже настоящее большое кино. Создается впечатление, что «Мадагаскар-2» пытается изменить сложившиеся отношения вассалитета между анимационными и художественными фильмами. Мультфильмы и раньше заимствовали какие-то узнаваемые эпизоды, сюжетные ходы или музыку из игрового кино. Но «Мадагаскар-2» целиком сделан с таким уважением к материалу, как если бы пингвины были живыми актерами, а рисованная саванна - реальной съемочной площадкой. По крайней мере, технически все происходит как будто по-настоящему: камера безумствует, совершая фантастические проезды, берет революционные ракурсы и даже немного играет в «Догму».
Размноженные с помощью компьютера звери заставляют вспомнить не о синтетических клонах из «Матрицы», а о батальонах реальных солдат, занятых в съемках «Войны и мира». Кажется, что анимация достигла своего предела и начинает разминать мускулы, готовясь к предстоящей битве с «настоящим кино».
Сборы крупных проектов, вроде «Кунг-фу Панды» уже сейчас заставляют кусать локти не только независимых режиссеров, но и боссов киностудий. Разговоры о том, что скоро рисованные модели заменят живых артистов, ведутся, наверное, с момента первого применения компьютера в кино. Но никогда еще анимация не подбиралась так близко к кошелькам кинозвезд. Поэтому весьма дальновидными кажутся актеры Бен Стиллер, чьим голосом говорит в фильме лев Алекс, и заменивший его в локализации Константин Хабенский. Возможно, они застанут время, когда на очередном витке прогресса им только и останется, что озвучивать компьютерных зверят.